хронотоп мифопоэтический]

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 

>>> В мифопоэтическом хронотопе время сгущается и становится формой пространства (оно "спациализируется" и тем самым как бы выводится вовне, откладывается, экстенсифицируется), его новым ("четвёртым") измерением. Пространство же, напротив, "заражается" внутренне-интенсивными свойствами времени ("темпорализация" пространства), втягивается в его движение, становится неотъемлемо укоренённым в разворачивающемся во времени мифе, сюжете (т.е. тексте). Всё, что случается или может случиться в мире мифопоэтического сознания, не только определяется хронотопом, но и хронотопично по существу, по своим истокам.

Пространственно-временной континуум неразрывно связан с вещественным наполнением (первотворец, боги, люди, животные, растения, элементы сакральной топографии, сакрализованные и мифологизированные объекты из сферы культуры и т.п.), т.е. всем тем, что так или иначе "организует" пространство, собирает его, сплачивает, укореняет в едином центре (язык пространства, сжатого до точки...) - таким образом Космос отличается от не-пространства, Хаоса, где пространство отсутствует.

Пространство и время можно понимать как свойства вещи.

Пространство высвобождает место для сакральных объектов, открывая через них свою высшую суть, давая этой сути жизнь, бытие, смысл; при этом открывается возможность становления и органического обживания пространства космосом вещей в их взаимопринадлежности. Тем самым вещи не только конституируют пространство, через задание его границ, отделяющих пространство от не-пространства, но и организуют его структурно, придавая ему значимость и значение (семантическое обживание пространства).

Источник - Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура, М., 1983

Пространственно-временная организация художественного произведения.

Анализ художественного пространства и времени как один из аспектов общенаучного освоения реального пространства и времени. Развитие представлений о пространстве и времени в естествознании и философии. Две концепции времени и пространства в европейской науке (Демокрит, Платон, Ньютон и Аристотель, Эйнштейн). Становление пространственно-временных понятий в европейской философии (Дж. Локк, И. Кант, Гегель, А. Бергсон). Изменение научной концепции мира в н. XX века (понятие пространство-время). Влияние открытий А.Эйнштейна на все области знания (И.М.Сеченов, В.И.Вернадский, А.А.Ухтомский).

А.А.Ухтомский. Учение о доминанте. Философские и морально-этические выводы. “Инстинкты пространства, времени, счисления, симметрии”. “Социальный инстинкт”. Доминанта на лицо другого. Закон заслуженного собеседника (“ … мир для человека таков, каким он его заслужил; а человек таков, каков его мир”, “ … каковы доминанты человека, таков и его интегральный образ мира”, “ … человек видит реальность такою, каковы его доминанты”). Значение времени (“Много проблем философского содержания возникло оттого только, что люди пытались характеризовать вещи и самих себя в постоянных чертах, независимо от времени”). Хронотоп. “ … в чем я вижу чрезвычайное приобретение для человеческой мысли в таком точном и, в то же время, ярко конкретном понятии, как “хронотоп”, пришедшем на смену старым отвлеченностям “времени” и “пространства”. С точки зрения хронотопа, существуют уже не отвлеченные точки, но живые и неизгладимые из бытия события; те зависимости (функции), в которых мы выражаем законы бытия, уже не отвлеченные кривые линии в пространстве, а “мировые линии”, которыми связываются давно прошедшие события с событиями данного мгновения, а через них – с событиями исчезающего в дали будущего. Если бы я обладал скоростью, превышающей скорость света, я смог бы видеть события будущего, вытекающие из сейчас переживаемого момента. Тогда можно было бы поднять вопрос о том, как нужно было бы переделать события текущего момента, чтобы дальнейшая “мировая траектория” повела к тому, что желательно. Человек с ужасом остановился бы на протекающем моменте, если бы с ясностью увидал, что в будущем он таит в себе предопределенное несчастье для того, кто ему дороже всего. Но у нас нет скоростей, превышающих скорость света! … нам приходится реально нести на себе тягу истории, как ее участникам, а о будущем думать лишь гадательно, руководясь предупредительными признаками со стороны глаз и ушей … Сердце, интуиция, совесть – самое дальнозоркое, что у нас есть, это уже не наш личный опыт, но опыт поколений, донесенный до нас, во-первых, соматической (телесной) наследственностью от наших предков и, во-вторых, преданием слова и быта, передававшимся из веков в века, как копящийся опыт жизни, художества и совести народа и общества, в котором мы родились, живем и умрем. … Мне затаенно больно и страшно за людей, когда они радостны, потому что меня охватывает тогда жалость к ним, - потому что я знаю, что вот этому самому милому и радостному сейчас существу скрыты те горести и печали, которые уже таятся в этом самом хронотопе, который его окружает, уже растет то дерево, из которого будет изготовлен его гроб, уже готова та земля, в которой будут лежать его кости. … Да, вот он – хронотоп в своей страшной реальности, в котором предопределяются количественные связи истории и человеческого бытия; где траектории, или “мировые линии”, предопределяют событие так же, как уравнение кривой предопределяет координаты точек, которые на этой кривой лежат; и где событие, как раз навсегда неизменный и роковой факт, предопределяет дальнейшее течение во времени … ” (Из писем А.А.Ухтомского. 1927г.) Влияние творчества Ф.М.Достоевского на миросозерцание А.А.Ухтомского.

Проблема пространства и времени в искусстве. Разграничение пространственных и временных видов искусств. Г.Лессинг “Лаокоон, или о границах живописи и поэзии ” (1766г.).

П.А.Флоренский. Курс лекций во ВХУТЕМАСе (1921-1923 гг.). “Анализ перспективы”.Онтологическое толкование пространственности. Вопрос о пространстве как вопрос о миропонимании вообще. Исследование пространственных и временных форм в искусстве.

Отдельные аспекты проблемы художественного пространства и времени в работах В.Виноградова, В Проппа, А.Цейтлина, Б.Шкловского и др.

Значение концепции М.М.Бахтина. Зависимость свойств художественного пространства и времени от свойств “материи литературы”. В художественном произведении реальные пространство и время преобразуются в соответствии с идеей художника, его “переживанием” пространства и времени, отношением к действительности. Художественное время может быть прерывным, дискретным, многомерным, обратимым в прошлое (=инверсия), неравномерным в течении. И художественное пространство обычно дискретно, многомерно.

Существенная взаимосвязь, неразделимость времени и пространства в художественном мире. Введение понятия “хронотоп” в качестве одной из основных категорий литературоведения. “Формы времени и хронотопа в романе” (1937-1938 гг.). Хронотоп – “существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе”. (“В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем”.)

Хронотоп как воплощение единства формы и содержания. “Хронотопичность” художественного образа. “Точка зрения всегда хронотопична, то есть включает в себя как пространственный, так и временной момент. С этим непосредственно связана и ценностня (иерархическая) точка зрения (отношение к верху и низу)”. (Бахтин М.М. Из записей 1970-1971 годов // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1986. С.338.)

Историчность хронотопа. (“Человек не рождается с “чувством времени”, его временные и пространственные понятия всегда определены той культурой, к которой он принадлежит” А.Я.Гуревич.)

Развитие пространственно-временных форм в искусстве и культуре разных эпох. Освоение реального исторического хронотопа в литературе, движение художественных пространственно-временных форм. Вертикальная средневековая модель мира, ценностное пространство. Переход к горизонтальной модели в эпоху Возрождения. “Открытие времени” (движение во времени становится основным). Работы Д.С.Лихачева и А.Я.Гуревича.

Особенности фольклорного хронотопа. Хронотоп и поэтика литературных родов.

Жанровое значение хронотопа. Понятие “память жанра” как узловое в исторической поэтике. С помощью этого понятия Бахтин снял “противоположение исторической и синхронической поэтики”. С помощью этого понятия описывается передача во времени жанровых структур, сформировавшихся ранее в условиях непосредственного общения (Вяч. Вс. Иванов).

Жанр как композиционная форма. “Каждый поэтический жанр … представляет прежде всего своеобразное композиционное задание …”. “ … столь существенное для литературы понятие о поэтических жанрах как об особых композиционных единствах связано в поэзии (как и в живописи) с тематическими определениями: героическая эпопея и лирическая поэма, ода и элегия, трагедия и комедия отличаются друг от друга не только по своему построению, но имеют каждая свой характерный круг тем” (В.М.Жирмунский). “Роман есть чисто композиционная форма организации словесных масс” (М.М.Бахтин). Хронотоп – “структурный закон жанра, в соответствии с которым естественное время-пространство деформируется в художественное” (Ю.М.Лотман).

Эпос и роман (“переворот в иерархии времен”, “изменение временной модели мира”, “ориентация на незавершенное настоящее”). Ценность прошлого в эпосе и ценность настоящего в романе. Эволюция романного хронотопа.

Хронотоп отдельного произведения как структура, объединяющая разные типы хронотопов (проблема взаимодействия).

Утверждение хронотопа в качестве универсальной категории искусствознания (40-70-е гг.). Дискуссионные проблемы комплексного изучения художественного времени и пространства. Симпозиум “Проблемы ритма, художественного времени и пространства в литературе и искусстве” (1970г.), конференции ВГИКа, ЛГИТМИКа, Даугавпилсского пед. института.

Кризис “бахтинологии”. Размывание значений эстетических категорий М.М.Бахтина.

Диалектическая противоречивость идей М.М.Бахтина или совершенно новый, “особый” тип гуманитарного знания. Метафоричность категорий М.М.Бахтина (“Вызывающе неточный” язык – М.Гаспаров, “метариторика” - Р.Лахман). “Термины, применяемые Бахтиным в его литературоведческих работах, являются лишь знаками философских категорий и не имеют самостоятельного значения” (А.Большакова). “ … сегодня необходимо методологическое “воздержание от суждения” в отношении всех наиболее популярных и наименее понятных бахтинских понятий и терминов: “диалог”, “карнавализация”, “полифония”, “хронотоп” … ” (В.Махлин).

Литература

1. Вернадский В.И. Размышления натуралиста: Пространство и время в неживой и живой природе. М.,1975.

2. Ухтомский А.А. Собр. соч. Т.1 Учение о доминанте. Л.,1950.

3. Ухтомский А.А. Письма // Пути в незнаемое. Сб. 10. М.,1973. С.371-437.

4. Меркулов В.Л. О влиянии Ф.М.Достоевского на творческие искания А.А.Ухтомского // Художественное и научное творчество. Л.,1972. С.170-177.

5. Хализев В.Е. Интуиция совести (теория доминанты А.А.Ухтомского в контексте философии и культурологии XX века) // Евангельский текст в русской литературе XYIII – XX веков. Вып. 3. Петрозаводск, 2001. С.21-42.

6. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художесвенно-изобразительных произведениях. М.,1993.

7. Цейтлин А. Время в романах Достоевского. (К социологии композиционного приема) // Родной язык в школе. 1927. Кн.5. С.3-17.

8. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975. С.234-407.

9. Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975. С.447-483.

10. Бахтин М.М. Из записей 1970-1971 годов // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979. С.336-360.

11. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.,1979. С.209-251.

12. Лихачев Д.С. Литература-реальность-литература.Л.,1984.

13. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1984.

14. Семиотика пространства и пространство семиотики. Труды по знаковым системам. XIX. Вып.720. Тарту,1986.

15. Buckley J.H. The Triumph of Time. A study of the Victorian Concepts of Time, History, Progress, and Decadence. Cambridge, Massachusetts,1966.

16. Quinones R.J. The Renaissance Discovery of Time. Cambridge, Massachusetts,1972.

17. Иванов Вяч. Вс. Значение идей М.М.Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики // Труды по знаковым системам.VI. Вып.308. Тарту,1973.

18. Вахрушев В. Бахтиноведение – особый тип гуманитарного знания? // Вопр. лит. 1997. Январь-февраль. С.293-301.

Л.А.Микешина

>>> В мифопоэтическом хронотопе время сгущается и становится формой пространства (оно "спациализируется" и тем самым как бы выводится вовне, откладывается, экстенсифицируется), его новым ("четвёртым") измерением. Пространство же, напротив, "заражается" внутренне-интенсивными свойствами времени ("темпорализация" пространства), втягивается в его движение, становится неотъемлемо укоренённым в разворачивающемся во времени мифе, сюжете (т.е. тексте). Всё, что случается или может случиться в мире мифопоэтического сознания, не только определяется хронотопом, но и хронотопично по существу, по своим истокам.

Пространственно-временной континуум неразрывно связан с вещественным наполнением (первотворец, боги, люди, животные, растения, элементы сакральной топографии, сакрализованные и мифологизированные объекты из сферы культуры и т.п.), т.е. всем тем, что так или иначе "организует" пространство, собирает его, сплачивает, укореняет в едином центре (язык пространства, сжатого до точки...) - таким образом Космос отличается от не-пространства, Хаоса, где пространство отсутствует.

Пространство и время можно понимать как свойства вещи.

Пространство высвобождает место для сакральных объектов, открывая через них свою высшую суть, давая этой сути жизнь, бытие, смысл; при этом открывается возможность становления и органического обживания пространства космосом вещей в их взаимопринадлежности. Тем самым вещи не только конституируют пространство, через задание его границ, отделяющих пространство от не-пространства, но и организуют его структурно, придавая ему значимость и значение (семантическое обживание пространства).

Источник - Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура, М., 1983

Пространственно-временная организация художественного произведения.

Анализ художественного пространства и времени как один из аспектов общенаучного освоения реального пространства и времени. Развитие представлений о пространстве и времени в естествознании и философии. Две концепции времени и пространства в европейской науке (Демокрит, Платон, Ньютон и Аристотель, Эйнштейн). Становление пространственно-временных понятий в европейской философии (Дж. Локк, И. Кант, Гегель, А. Бергсон). Изменение научной концепции мира в н. XX века (понятие пространство-время). Влияние открытий А.Эйнштейна на все области знания (И.М.Сеченов, В.И.Вернадский, А.А.Ухтомский).

А.А.Ухтомский. Учение о доминанте. Философские и морально-этические выводы. “Инстинкты пространства, времени, счисления, симметрии”. “Социальный инстинкт”. Доминанта на лицо другого. Закон заслуженного собеседника (“ … мир для человека таков, каким он его заслужил; а человек таков, каков его мир”, “ … каковы доминанты человека, таков и его интегральный образ мира”, “ … человек видит реальность такою, каковы его доминанты”). Значение времени (“Много проблем философского содержания возникло оттого только, что люди пытались характеризовать вещи и самих себя в постоянных чертах, независимо от времени”). Хронотоп. “ … в чем я вижу чрезвычайное приобретение для человеческой мысли в таком точном и, в то же время, ярко конкретном понятии, как “хронотоп”, пришедшем на смену старым отвлеченностям “времени” и “пространства”. С точки зрения хронотопа, существуют уже не отвлеченные точки, но живые и неизгладимые из бытия события; те зависимости (функции), в которых мы выражаем законы бытия, уже не отвлеченные кривые линии в пространстве, а “мировые линии”, которыми связываются давно прошедшие события с событиями данного мгновения, а через них – с событиями исчезающего в дали будущего. Если бы я обладал скоростью, превышающей скорость света, я смог бы видеть события будущего, вытекающие из сейчас переживаемого момента. Тогда можно было бы поднять вопрос о том, как нужно было бы переделать события текущего момента, чтобы дальнейшая “мировая траектория” повела к тому, что желательно. Человек с ужасом остановился бы на протекающем моменте, если бы с ясностью увидал, что в будущем он таит в себе предопределенное несчастье для того, кто ему дороже всего. Но у нас нет скоростей, превышающих скорость света! … нам приходится реально нести на себе тягу истории, как ее участникам, а о будущем думать лишь гадательно, руководясь предупредительными признаками со стороны глаз и ушей … Сердце, интуиция, совесть – самое дальнозоркое, что у нас есть, это уже не наш личный опыт, но опыт поколений, донесенный до нас, во-первых, соматической (телесной) наследственностью от наших предков и, во-вторых, преданием слова и быта, передававшимся из веков в века, как копящийся опыт жизни, художества и совести народа и общества, в котором мы родились, живем и умрем. … Мне затаенно больно и страшно за людей, когда они радостны, потому что меня охватывает тогда жалость к ним, - потому что я знаю, что вот этому самому милому и радостному сейчас существу скрыты те горести и печали, которые уже таятся в этом самом хронотопе, который его окружает, уже растет то дерево, из которого будет изготовлен его гроб, уже готова та земля, в которой будут лежать его кости. … Да, вот он – хронотоп в своей страшной реальности, в котором предопределяются количественные связи истории и человеческого бытия; где траектории, или “мировые линии”, предопределяют событие так же, как уравнение кривой предопределяет координаты точек, которые на этой кривой лежат; и где событие, как раз навсегда неизменный и роковой факт, предопределяет дальнейшее течение во времени … ” (Из писем А.А.Ухтомского. 1927г.) Влияние творчества Ф.М.Достоевского на миросозерцание А.А.Ухтомского.

Проблема пространства и времени в искусстве. Разграничение пространственных и временных видов искусств. Г.Лессинг “Лаокоон, или о границах живописи и поэзии ” (1766г.).

П.А.Флоренский. Курс лекций во ВХУТЕМАСе (1921-1923 гг.). “Анализ перспективы”.Онтологическое толкование пространственности. Вопрос о пространстве как вопрос о миропонимании вообще. Исследование пространственных и временных форм в искусстве.

Отдельные аспекты проблемы художественного пространства и времени в работах В.Виноградова, В Проппа, А.Цейтлина, Б.Шкловского и др.

Значение концепции М.М.Бахтина. Зависимость свойств художественного пространства и времени от свойств “материи литературы”. В художественном произведении реальные пространство и время преобразуются в соответствии с идеей художника, его “переживанием” пространства и времени, отношением к действительности. Художественное время может быть прерывным, дискретным, многомерным, обратимым в прошлое (=инверсия), неравномерным в течении. И художественное пространство обычно дискретно, многомерно.

Существенная взаимосвязь, неразделимость времени и пространства в художественном мире. Введение понятия “хронотоп” в качестве одной из основных категорий литературоведения. “Формы времени и хронотопа в романе” (1937-1938 гг.). Хронотоп – “существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе”. (“В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем”.)

Хронотоп как воплощение единства формы и содержания. “Хронотопичность” художественного образа. “Точка зрения всегда хронотопична, то есть включает в себя как пространственный, так и временной момент. С этим непосредственно связана и ценностня (иерархическая) точка зрения (отношение к верху и низу)”. (Бахтин М.М. Из записей 1970-1971 годов // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1986. С.338.)

Историчность хронотопа. (“Человек не рождается с “чувством времени”, его временные и пространственные понятия всегда определены той культурой, к которой он принадлежит” А.Я.Гуревич.)

Развитие пространственно-временных форм в искусстве и культуре разных эпох. Освоение реального исторического хронотопа в литературе, движение художественных пространственно-временных форм. Вертикальная средневековая модель мира, ценностное пространство. Переход к горизонтальной модели в эпоху Возрождения. “Открытие времени” (движение во времени становится основным). Работы Д.С.Лихачева и А.Я.Гуревича.

Особенности фольклорного хронотопа. Хронотоп и поэтика литературных родов.

Жанровое значение хронотопа. Понятие “память жанра” как узловое в исторической поэтике. С помощью этого понятия Бахтин снял “противоположение исторической и синхронической поэтики”. С помощью этого понятия описывается передача во времени жанровых структур, сформировавшихся ранее в условиях непосредственного общения (Вяч. Вс. Иванов).

Жанр как композиционная форма. “Каждый поэтический жанр … представляет прежде всего своеобразное композиционное задание …”. “ … столь существенное для литературы понятие о поэтических жанрах как об особых композиционных единствах связано в поэзии (как и в живописи) с тематическими определениями: героическая эпопея и лирическая поэма, ода и элегия, трагедия и комедия отличаются друг от друга не только по своему построению, но имеют каждая свой характерный круг тем” (В.М.Жирмунский). “Роман есть чисто композиционная форма организации словесных масс” (М.М.Бахтин). Хронотоп – “структурный закон жанра, в соответствии с которым естественное время-пространство деформируется в художественное” (Ю.М.Лотман).

Эпос и роман (“переворот в иерархии времен”, “изменение временной модели мира”, “ориентация на незавершенное настоящее”). Ценность прошлого в эпосе и ценность настоящего в романе. Эволюция романного хронотопа.

Хронотоп отдельного произведения как структура, объединяющая разные типы хронотопов (проблема взаимодействия).

Утверждение хронотопа в качестве универсальной категории искусствознания (40-70-е гг.). Дискуссионные проблемы комплексного изучения художественного времени и пространства. Симпозиум “Проблемы ритма, художественного времени и пространства в литературе и искусстве” (1970г.), конференции ВГИКа, ЛГИТМИКа, Даугавпилсского пед. института.

Кризис “бахтинологии”. Размывание значений эстетических категорий М.М.Бахтина.

Диалектическая противоречивость идей М.М.Бахтина или совершенно новый, “особый” тип гуманитарного знания. Метафоричность категорий М.М.Бахтина (“Вызывающе неточный” язык – М.Гаспаров, “метариторика” - Р.Лахман). “Термины, применяемые Бахтиным в его литературоведческих работах, являются лишь знаками философских категорий и не имеют самостоятельного значения” (А.Большакова). “ … сегодня необходимо методологическое “воздержание от суждения” в отношении всех наиболее популярных и наименее понятных бахтинских понятий и терминов: “диалог”, “карнавализация”, “полифония”, “хронотоп” … ” (В.Махлин).

Литература

1. Вернадский В.И. Размышления натуралиста: Пространство и время в неживой и живой природе. М.,1975.

2. Ухтомский А.А. Собр. соч. Т.1 Учение о доминанте. Л.,1950.

3. Ухтомский А.А. Письма // Пути в незнаемое. Сб. 10. М.,1973. С.371-437.

4. Меркулов В.Л. О влиянии Ф.М.Достоевского на творческие искания А.А.Ухтомского // Художественное и научное творчество. Л.,1972. С.170-177.

5. Хализев В.Е. Интуиция совести (теория доминанты А.А.Ухтомского в контексте философии и культурологии XX века) // Евангельский текст в русской литературе XYIII – XX веков. Вып. 3. Петрозаводск, 2001. С.21-42.

6. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художесвенно-изобразительных произведениях. М.,1993.

7. Цейтлин А. Время в романах Достоевского. (К социологии композиционного приема) // Родной язык в школе. 1927. Кн.5. С.3-17.

8. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975. С.234-407.

9. Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975. С.447-483.

10. Бахтин М.М. Из записей 1970-1971 годов // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979. С.336-360.

11. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.,1979. С.209-251.

12. Лихачев Д.С. Литература-реальность-литература.Л.,1984.

13. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1984.

14. Семиотика пространства и пространство семиотики. Труды по знаковым системам. XIX. Вып.720. Тарту,1986.

15. Buckley J.H. The Triumph of Time. A study of the Victorian Concepts of Time, History, Progress, and Decadence. Cambridge, Massachusetts,1966.

16. Quinones R.J. The Renaissance Discovery of Time. Cambridge, Massachusetts,1972.

17. Иванов Вяч. Вс. Значение идей М.М.Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики // Труды по знаковым системам.VI. Вып.308. Тарту,1973.

18. Вахрушев В. Бахтиноведение – особый тип гуманитарного знания? // Вопр. лит. 1997. Январь-февраль. С.293-301.

Л.А.Микешина